ФРАНЦУЗСКИЕ МОТОРЫ

ОТ Д'АМЕКУРА ДО ЭРТЕМАНА

Первыми в истории авиации серьезно тревожить воздух взялись беспокойные французы. В 1783 году парижан удивляли монгольфьеры и шарльеры, с 1852 года бороздить французское небо начали управляемые воздушные мастодонты – дирижабли.

Как сильно не стремились оторваться от грешной земли французские пионеры авиации, вначале им нужно было переделать не слишком романтические дела: собрать урожай, накормить жену и детей, и, между прочим, изобрести мотор.

Михайло Ломоносов в 1754, Лонуа и Бьянвеню в 1784, Альфонс Пено в 1871 году снабжали свои модели летательных аппаратов аккумуляторами энергии: часовой пружиной, сжатым луком, закрученной резинкой.

В 1863 году пример разработки одновременно летательного аппарата и двигателя к нему подал опять же француз, виконт Гюстав де Понтон Д'Амекур. Героический энтузиаст вертикального взлета построил модель соосного аппарата с двухцилиндровым паровым двигателем. Масса мотора с паровым котлом составляла 2 кг – 70% от массы всего аппарата. Паровик развивал мощность порядка половины лошадиной силы, удельная мощность составила 0,05 л.с./кг. Вращающиеся несущие винты давали 0,7 кг подъемной силы, модель облегчалась на четверть веса.

В 1890 году примеру Д'Амекура последовал французский инженер Клемент Адер: он сконструировал и построил не только самолет «Эол», но и паровой четырехцилиндровый двигатель к  нему. Паровик имел достаточно высокую удельную мощность, благодаря чему виконту удалось впервые в мире, за 13 лет до братьев Райт, осуществить самодвижущийся полет.

В 1902 году француз Леон Левавассер (Levavasseur) специально для авиации спроектировал V-образный бензиновый двигатель внутреннего сгорания. В моторе, названном по имени дочери конструктора Антуанетт, были применены легкие алюминиевые корпуса, исключен тяжелый маховик, гладкость хода достигалась увеличенным до восьми количеством цилиндров.

В 1906 году живший во Франции бразилец Сантос Дюмон установил на самолет-биплан собственной конструкции мотор  «Антуанетт» мощностью 50 л.с. и выиграл приз в 50000 франков за совершенный первый «официально зарегистрированный полет».

Очередной успешный  шаг в области создания авиационных моторов удалось сделать Луи Сегену, который в 1895 году открыл в пригороде Парижа Женвильерсе мастерскую, ставшую, впоследствии,  местом рождения ротативного, с вращающимися семью цилиндрами и неподвижным валом,  мотора  Omega. В 1905 году мастерская, первоначально насчитывающая около 50 человек, превратилась в  фирму «Гном», а  в 1915 году, после объединения с основанной инженером Луи Верде фирмой «Рон», стала называться фирмой «Гном и Рон».

В годы Первой мировой войны компания «Гном и Рон», располагавшая в Париже заводом на бульваре Каллерман, произвела более ста тысяч одно и двухрядных звездообразных моторов мощностью от 50 до 200 л.с., способствовала вводу в строй моторных заводов в других странах. Так, Московский, ныне известный под именем «Салют», завод был  построен в 1912 году для лицензионного выпуска «Гномов».

После смерти Луи Сегена "Гном и Рон" возглавил инженер-производственник Поль-Луи Вейллер, под руководством которого компания освоила  производство звездообразных двигателей с 5, 7, 9 и 14 цилиндрами. Наиболее удачным из них стал мотор 14 К мощностью 725 л.с. На базе этого мотора в СССР создали серию моторов М-85 – М-89, которые ставились на советские бомбардировщики ДБ-3, Су-2, Ил-4.

В 1937 году совладельцем компании «Гном и Рон» стало государство. По решению правительства Франции в состав компании «Гном и Рон» вошли предприятия авиастроительной компании «Вуазен».

В период оккупации  Поль-Луи Вейллер стал участником организации «Свободная Франция», был арестован и в компанию больше не вернулся.  Немцы вывезли часть оборудования в Германию, но к моменту окончания войны компании удалось в основном сохранить персонал численностью  около 15000 человек.

29 мая 1945 г. французское правительство издало указ о национализации "Гном и Рон" и создании холдинга  SNECMA  («Société Nationale d'Étude et de Construction de Moteurs d’Avions»  — "Национальная компания по разработке и внедрению авиамоторов"), объединяющего большую часть авиационных двигателестроительных предприятий Франции. В 2005 году объединение холдинга SNECMA  с группой Sagem SA привело к образованию концерна SAFRAN Group под управлением генерального директора Жан-Поль Эртемана. Концерн насчитывает 57000 сотрудников, работающих более,  чем в  30 странах. Годовой доход – порядка 12 млрд. евро. Деятельность концерна имеет 4 направления: аэрокосмос, двигатели, авиационное оборудование, оборона и безопасность.

Интересы вертолетов в концерне обеспечивает в основном компания Турбомека, основанная 29 августа 1938 года Иосифом Шидловским (см. главу «Фамилия Шидловский в истории вертолета»/chidl/). С момента своего создания Турбомека выпустила более 50000 двигателей для заказчиков 150 стран. Штаб квартира компании находится в городе Борде, департамент Пирене-Атлантик.

 

Добавить комментарий

WordPress SEO