ИМЕНИ В.Я. КЛИМОВА
Основным разработчиком газотурбинных турбовальных двигателей для российских вертолетов является расположенное в Санкт–Петербурге ОАО «Климов». Свою историю предприятие ведет с электромеханического завода "В. Савельев и Ко", основанного в 1891 году. В 1919 году электромеханический завод был национализирован, в период с 1921 по 1924 год участвовал в строительстве Петроградской электростанции «Красный Октябрь». 5 сентября 1925 года это имя получил сам завод. В 1927 году «Красный Октябрь», в результате слияния с основанным в 1914 году заводом «Русский Рено», получает новое, авиамоторостроительное направление. Вскоре, в этом новом качестве судьба завода становится тесно связанной с именем талантливого конструктора двигателей Владимира Яковлевича Климова.
Владимир Климов родился в Москве 11 июля 1892 года. После окончания учебы в МВТУ имени Н.Э. Баумана проявил себя умелым руководителем производства и научно исследовательской деятельности, работал в должности начальника отдела авиационных двигателей ВСНХ, преподавал в МВТУ, ВВИА имени Н.Е. Жуковского, МАИ имени Серго Орджоникидзе. Начиная с 1925 года, Климов участвует в разработке авиационных поршневых двигателей, в том числе 12-и цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 мощностью 880 л.с. В 1931-1935 годы Климов возглавлял отдел бензиновых двигателей вновь созданного ИАМ (позже ВИАМ) и руководил кафедрой проектирования двигателей МАИ. В 1935 году, в качестве Главного конструктора завода № 26 в Рыбинске, он посетил Францию для доводки и закупки двигателя "Испано-Сюиза". В 1935 году Климов назначается главным конструктором авиационных двигателей, участвует в проводимых И. Сталиным совещаниях, посвященных развитию отечественной авиации. В предвоенные годы под руководством главного конструктора разрабатываются и внедряются в серийное производство двигатели ВК-105ПФ, — 107, -108. Климовым разработан и внедрен ряд новшеств: специальная закрытая система жидкостного охлаждения, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью. Климов развил теорию смазки, решил ряд вибрационных проблем поршневых авиадвигателей.
С осени 1941 года, после начала войны КБ, возглавляемое В.Я. Климовым, эвакуируется в Уфу на авиамоторный завод № 26. Здесь коллектив Климова, взяв за основу французский двигатель "Испано-Сюиза 12Ybrs" мощностью 860 л.с. при массе 470 кг, создал семейство М-100 — "сотых" двигателей, основных моторов фронтовой авиации. За годы войны завод выпустил около 100 тысяч моторов для отечественных истребителей и бомбардировщиков. На самолете А.С. Яковлева с двигателем ВК-108 удалось достигнуть рекордной скорости 745 км/ч.
После войны правительству СССР удалось приобрести в Великобритании двигатели английского изобретателя Френка Уиттла, который 16 января 1930 года зарегистрировал первый в мире патент Великобритании на работоспособный турбореактивный двигатель. Совершенствованием английского двигателя высокой мощности «Nene» занимался В.Я. Климов. Тяга английского двигателя была увеличена с 2100 до 2700 кг, а в форсажном варианте до 3380 кгс. В российском варианте этот двигатель получил название ВК-1. ВК-1 устанавливался на истребители МиГ-15бис, МиГ-17, Су-15, Як-50, Ла-176 и Ла-200, на бомбардировщики Ил-28 и Ту-82, на торпедоносец Ту-14, на бомбардировщики Ту-82 и Ил-28. Надежный в эксплуатации, двигатель ВК-1 строился и в странах социалистического содружества, поставлялся во многие государства Азии и Африки.
26 июня 1946 года на заводе создается конструкторское бюро во главе с В. Я. Климовым. Впоследствии ОКБ выделилось в самостоятельный Опытный завод № 117, ныне ОАО «Климов». Заслуги В.Я. Климова перед отечественным двигателестроением многократно отмечены. Он – генерал-майор инженерно технической службы (1944), академик АН СССР (1953), дважды Герой Социалистического труда (1940, 1957), Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). В.Я. Климов умер 9 сентября 1962 года в возрасте 70 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1960 году к руководству предприятием пришел Сергей Петрович Изотов. После смерти выдающегося конструктора, в 1963 году, ОКБ-117 и заводу было присвоено имя Климова. Сергей Изотов родился 30 июня 1917 года. В 1935 году С.П. Изотов поступил в Запорожский индустриальный институт. Через два года, в 1937 году, он перевелся в Ленинградский Политехнический институт, который окончил в январе 1941 года. По распределению Изотов попал в конструкторское бюро авиадвигателей, руководимое Климовым. С 1941 по 1946 год С.П. Изотов работал в Уфе. После окончания войны, часть КБ во главе с В.Я. Климовым была переведена в Ленинград, где создавалось опытно-конструкторское бюро (ОКБ-117) с опытным заводом. С.П. Изотов был назначен заместителем Главного конструктора.
В начале 60-х ОАО «Климов» переходит к разработке ГТД для вертолетов. В 1964 году разработан двигатель ТВ2-117 для вертолёта В-8А. В 1972 году разработан новый турбовальный двигатель ТВ3-117 для вертолетов КБ М. Л. Миля (Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-171) и Н. И. Камова (Ка-27, Ка-31, Ка-32 и их модификаций, Ка-50, Ка-52). Под руководством С.П. Изотова для установки на вертолёты были созданы двигатели со свободной турбиной, разработаны принципы регулирования таких двигателей. В течение 20 лет конструкторское бюро С.П. Изотова работало над созданием газотурбинных двигателей и силовых установок, предназначенных для вертолётов ОКБ им. М.Л. Миля и ОКБ им. Н.И. Камова. Подобно конструктору вертолета Ка-26 М.А. Купферу С.П. Изотов требовал от конструкторов проектировать двигатель с минимально возможными коэффициентами запаса прочности. Слабые места устраняли по мере их выявления в ходе прочностных испытаний. Так создавалась «летучая» конструкция.
В 2001 году С.П. Изотов обеспечил государственные испытания турбовального двигателя ВК-2500 — дальнейшее развитие семейства двигателей ТВ3-117. Последние годы жизни С.П. Изотов посвятил разработке двигателей РД-33 и РД-35 для истребителя МиГ-29, участвовал в создании двигателя для орбитального самолета «Спираль». В 1981 году С.П. Изотов удостоен должности Генерального конструктора НПО им. В.Я. Климова.
Доктор технических наук (1968), Герой социалистического труда (1969), Лауреат Сталинской (1949), государственной (1971) и Ленинской (1976) премий, кавалер многих правительственных наград С.П. Изотов умер в 1983 году в Ленинграде. С.П. Изотов похоронен на Богословском кладбище.
Продолжил дело выдающегося конструктора его сын, Петр Сергеевич Изотов (22 мая 1942 — 28 мая 2008). Петр Сергеевич работал в ОАО «Климов» с 1965 года. Был главным конструктором ряда модификаций двигателя ТВ3-117. Внес важный вклад в создание двигателя ВК-2500 повышенной мощности с электронной системой управления и увеличенным ресурсом. Принимал личное участие в работах по сертификации двигателя. В 1997 году на борту Боинга 767, летящего рейсом на Оттаву, автор этих строк имел удовольствие и честь соседствовать с Петром Сергеевичем креслами. В Оттаве, в министерстве транспорта Канады, нам, в составе делегации ОКБ Н.И. Камова, предстояло доказать соответствие требованиям Норм летной годности FAR 29 и FAR 33 вертолета Ка-32А11ВС и установленного на вертолете двигателя ТВ3-117ВМА. МТ Канады выдало на двигатель Сертификат типа № IE-35 годом позже, 11 мая 1998 года.