ИМЕНИ В.Я. КЛИМОВА

ИМЕНИ В.Я. КЛИМОВА

Основным разработчиком газотурбинных турбовальных двигателей для российских вертолетов является расположенное в Санкт–Петербурге ОАО «Климов».  Свою историю предприятие ведет с электромеханического завода  "В. Савельев и Ко", основанного в 1891 году. В 1919 году электромеханический завод был национализирован, в период с 1921 по 1924 год участвовал в строительстве Петроградской электростанции «Красный Октябрь». 5 сентября 1925 года это имя получил сам завод.  В 1927 году «Красный Октябрь», в результате слияния с основанным в 1914 году заводом «Русский Рено», получает новое, авиамоторостроительное направление. Вскоре, в этом новом качестве судьба завода становится тесно связанной с именем талантливого конструктора двигателей Владимира Яковлевича Климова.

Владимир Климов родился в Москве 11 июля 1892 года. После окончания учебы в МВТУ  имени Н.Э. Баумана проявил себя умелым руководителем производства и научно исследовательской деятельности, работал в должности начальника отдела авиационных двигателей ВСНХ, преподавал в МВТУ, ВВИА имени Н.Е. Жуковского, МАИ имени Серго Орджоникидзе.  Начиная с 1925 года, Климов участвует в разработке авиационных поршневых двигателей, в том числе 12-и цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 мощностью 880 л.с. В 1931-1935 годы Климов возглавлял отдел бензиновых двигателей вновь созданного ИАМ (позже ВИАМ) и руководил кафедрой проектирования двигателей МАИ. В 1935 году, в качестве Главного конструктора завода № 26 в Рыбинске, он посетил Францию для доводки и закупки двигателя "Испано-Сюиза". В 1935 году Климов назначается главным конструктором авиационных двигателей, участвует в  проводимых И. Сталиным совещаниях, посвященных развитию отечественной авиации. В предвоенные годы под руководством главного конструктора разрабатываются и внедряются в серийное производство двигатели  ВК-105ПФ, — 107, -108. Климовым разработан и внедрен ряд новшеств: специальная закрытая система жидкостного охлаждения, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью. Климов развил теорию смазки, решил ряд вибрационных проблем поршневых авиадвигателей.

С осени 1941 года, после начала войны КБ, возглавляемое В.Я. Климовым, эвакуируется в Уфу на авиамоторный завод № 26. Здесь коллектив Климова, взяв за основу французский двигатель "Испано-Сюиза 12Ybrs" мощностью 860 л.с. при массе 470 кг, создал семейство М-100 — "сотых" двигателей,  основных моторов фронтовой авиации. За годы войны завод выпустил около 100 тысяч моторов для отечественных истребителей и бомбардировщиков. На самолете А.С. Яковлева с двигателем ВК-108 удалось достигнуть рекордной  скорости 745 км/ч.

После войны правительству СССР удалось приобрести в Великобритании двигатели английского изобретателя Френка Уиттла, который 16 января 1930 года зарегистрировал первый в мире патент Великобритании на работоспособный турбореактивный двигатель. Совершенствованием английского двигателя высокой мощности «Nene» занимался В.Я. Климов. Тяга английского двигателя была увеличена с 2100 до 2700 кг, а в форсажном варианте до 3380 кгс. В российском варианте этот  двигатель получил название ВК-1. ВК-1 устанавливался на истребители МиГ-15бис, МиГ-17, Су-15, Як-50, Ла-176 и Ла-200, на бомбардировщики Ил-28 и Ту-82, на торпедоносец Ту-14, на бомбардировщики Ту-82 и Ил-28. Надежный в эксплуатации, двигатель ВК-1 строился и в странах социалистического содружества, поставлялся во многие государства Азии и Африки.  

 26 июня 1946 года на заводе создается конструкторское бюро во главе с В. Я. Климовым. Впоследствии ОКБ выделилось в самостоятельный Опытный завод № 117, ныне ОАО «Климов».   Заслуги В.Я. Климова перед отечественным двигателестроением многократно отмечены. Он – генерал-майор инженерно технической службы (1944), академик АН СССР (1953), дважды Герой Социалистического труда (1940, 1957), Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). В.Я. Климов умер 9 сентября 1962 года в возрасте 70 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1960 году к руководству предприятием пришел Сергей Петрович Изотов. После смерти выдающегося конструктора, в 1963 году, ОКБ-117 и заводу было присвоено имя Климова.  Сергей Изотов родился 30 июня 1917 года. В 1935 году С.П. Изотов поступил в Запорожский индустриальный институт. Через два года, в 1937 году, он перевелся в Ленинградский Политехнический институт, который окончил в январе 1941 года. По распределению  Изотов попал в конструкторское бюро авиадвигателей, руководимое Климовым. С 1941 по 1946 год С.П. Изотов работал в Уфе. После окончания войны, часть КБ во главе с В.Я. Климовым была переведена в Ленинград, где создавалось опытно-конструкторское бюро (ОКБ-117) с опытным заводом. С.П. Изотов был назначен заместителем Главного конструктора.

В начале 60-х ОАО «Климов» переходит к разработке ГТД для вертолетов. В 1964 году разработан двигатель ТВ2-117 для вертолёта В-8А. В 1972 году разработан новый турбовальный двигатель ТВ3-117 для вертолетов КБ М. Л. Миля (Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-171) и Н. И. Камова (Ка-27, Ка-31, Ка-32 и их модификаций, Ка-50, Ка-52). Под руководством   С.П. Изотова для установки на вертолёты были созданы двигатели со свободной турбиной, разработаны принципы регулирования таких двигателей. В течение 20 лет конструкторское бюро С.П. Изотова работало над созданием газотурбинных двигателей и силовых установок, предназначенных для вертолётов ОКБ им. М.Л. Миля и ОКБ им. Н.И. Камова.  Подобно конструктору вертолета Ка-26 М.А. Купферу С.П. Изотов требовал от конструкторов проектировать двигатель с минимально возможными коэффициентами запаса прочности. Слабые места устраняли по мере их выявления в ходе прочностных испытаний. Так создавалась «летучая» конструкция.

В 2001 году С.П. Изотов обеспечил государственные испытания турбовального двигателя ВК-2500 — дальнейшее развитие семейства двигателей ТВ3-117.  Последние годы жизни С.П. Изотов посвятил разработке двигателей РД-33 и РД-35 для истребителя МиГ-29, участвовал в создании двигателя для орбитального самолета «Спираль».  В 1981 году С.П. Изотов удостоен должности Генерального конструктора НПО им. В.Я. Климова. 

Доктор технических наук (1968), Герой социалистического труда (1969), Лауреат Сталинской (1949), государственной (1971) и Ленинской (1976) премий, кавалер многих правительственных наград  С.П. Изотов умер в 1983 году в Ленинграде. С.П. Изотов похоронен на Богословском кладбище. 

Продолжил дело выдающегося конструктора его сын, Петр Сергеевич Изотов (22 мая 1942 — 28 мая 2008). Петр Сергеевич работал в ОАО «Климов» с 1965 года. Был главным конструктором ряда модификаций двигателя ТВ3-117. Внес важный вклад в создание двигателя ВК-2500 повышенной мощности с электронной системой управления и увеличенным ресурсом.   Принимал личное участие в работах по сертификации двигателя.  В 1997 году на борту Боинга 767, летящего рейсом на Оттаву, автор этих строк имел удовольствие и честь соседствовать с Петром Сергеевичем креслами. В Оттаве, в министерстве транспорта Канады, нам, в составе делегации ОКБ Н.И. Камова, предстояло доказать соответствие требованиям Норм летной годности FAR 29 и FAR 33 вертолета Ка-32А11ВС и установленного на вертолете двигателя ТВ3-117ВМА. МТ Канады выдало на двигатель Сертификат типа № IE-35 годом позже, 11 мая 1998 года.

Модификации двигателя ТВ3-117
ТВ3-117М («М» — морской) модификация для Ми-14 со специальными мероприятиями для эксплуатации на море. Серийно выпускается с 1976 года.
ТВ3-117МТ («МТ» — модернизированный, транспортный) — модификация для вертолетов Ми-8МТ/Ми-17 и их модификаций. Серийный выпуск с 1977 года.
ТВ3-117КМ («КМ» — камовский, морской) — модификация для вертолётов Ка-27/Ка-28.
ТВ3-117В («В» — высотный) — модификация для вертолётов Ми-24, эксплуатируемых в горных районах (разработана по опыту войны в Афганистане); взлетная мощность поддерживается до высоты 3600 м. Серийный выпуск с 1980 года. Разработан на ЗПОМ "Моторостроитель" ныне ОАО «Мотор Сич», г. Запорожье., главный конструктор Красников А.С.
ТВ3-117ВК («ВК» — высотный, камовский) — аналогичен ТВ3-117В, но для вертолётов Ка-27Ка-29 и Ка-32. Серийный выпуск с1985 года. На экспорт вертолёты Ка-28 выпускались с двигателями ТВ3-117ВКР (литера «Р» — режимный) 
ТВ3-117ВМ («ВМ» — высотный, модернизированный) — модификация, разработанная для Ми-28, устанавливалась на вертолетыМи-8МТ/Ми-17. Отличается введением автоматического чрезвычайного режима. Имеет Сертификаты типа АР МАКИндии и КНР. Серийный выпуск с 1986 года. Максимальная мощность в 2000 л.с. поддерживается до высоты в 3600м над уровнем моря[4]
ТВ3-117ВМА («ВМА» — высотный, модернизированный, модификация «А») — двигатель, разработанный для боевого вертолётаКа-50. В настоящее время устанавливается на вертолёты Ка-27Ка-29Ка-31Ми-24Ми-28А/НКа-32. Имеет Сертификаты типа АР МАК и Транспорта Канады. Серийный выпуск с 1986 года. Для экспорта Ка-28 применяется модификация ТВ3-117ВМАР (литера «Р» — режимный) с номинальным и крейсерским режимами, аналогичными ТВ3-117ВКР.
Модификация ТВ3-117ВМ серии 02  для гражданских вертолетов Ми-8МТ/Ми-17. Имеет Сертификаты типа АР МАКИндии и КНР. Серийный выпуск с 1993 года.
Модификация ТВ3-117ВМА серии 02 для гражданских вертолетов Ка-32. Имеет Сертификаты типа АР МАК, Транспорта Канады и Швейцарии. Серийный выпуск с 1993 года.
ТВ3-117ВМА-СБМ1
Турбовинтовой двигатель для региональных самолётов Ан-140.
Двигатель ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3)  — дальнейшее развитие ТВ3-117ВМА.
·                     Создан в 2001 году
·                     Чрезвычайный режим 2700л.с.
·                     Ресурс
·                      Межремонтный 2000-3000 часов
·                      Назначенный 6000-9000 часов
Производство двигателей ВК-2500 в России планируется организовать на площадке ОАО «Климов» в 2012 году.[9]
В 19981999 годах на базе двигателей ТВ3-117ВМА и ВК-2500 создан турбовинтовой двигатель ВК-1500 (ВК-1500С) мощностью 1500 л. с. для установки на самолёты Ан-3Бе-32 и другие. На базе ВК-1500 спроектирован турбовальный двигатель ВК-1500В для установки на вертолёты Ка-60Ка-62 и другие.

Добавить комментарий

WordPress SEO