ТЭО

ТЭО

ТЭО – техническая эксплуатация до отказа, частный случай эксплуатации по техническому состоянию.  Вроде бы – самый простой и понятный способ: светит лампочка – хорошо, перегорела – выкручивай, заменяй на исправную. При таком способе действий, в отличие от эксплуатации по ресурсу или по сроку службы, полностью реализуется весь потенциал долговечности конкретного изделия, что избавляет от лишних затрат.

В некоторых нормативных документах, касающихся авиационной техники, например, в Авиационном стандарте ОСТ 1 02776-2001 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО СОСТОЯНИЮ»  в качестве одного из методов указывается «Метод технической эксплуатации до отказа с контролем уровня надежности» и дается определение: «Метод технической эксплуатации изделия, при котором его эксплуатация осуществляется до безопасного отказа, а управление состоянием изделий (восстановление, модификация, списание) осуществляется на основе анализа надежности».

В ОСТ-е дается определение:

«Безопасный отказ – отказ изделия, не приводящий при его единичном проявлении на любом из этапов полета к последствиям более тяжелым, чем усложнение условий полета».

В «Положении о технической эксплуатации по состоянию гражданской авиационной техники. Общие принципы, порядок разработки и внедрения» (совместный документ министерств гражданской авиации, авиационной промышленности, радиопромышленности и промышленности средств связи от 1980 г., пункт 1.8.) говорится:

«При технической эксплуатации до безопасного отказа каждый объект эксплуатируется до отказа без ограничения ресурсов и сроков службы… Контрольный уровень оговаривается в эксплуатационной документации надежности однотипных объектов и проверяется в процессе эксплуатации с установленной календарной периодичностью. При снижении фактического уровня надежности ниже установленного проводится анализ причин снижения, и осуществляются конструктивные доработки или изменяются режимы технической эксплуатации этих объектов с целью повышения уровня их надежности. ТЭО применима для объектов, отказы которых не влияют на безопасность полетов при существенном разбросе значений наработок до отказа».

В «Положении…  » содержатся следующие требования к применению ТЭО:

— применять метод только для объектов, отказы которых не влияют на безопасность полетов;

— устанавливать для объектов контрольные уровни надежности;

— периодически проверять соответствие фактического уровня надежности объекта с установленным;

—  выполнять корректирующие мероприятия в случае не соответствия фактического уровня установленному.

В Авиационных Правилах АП-29, введенных в действия в 2003 г., отсутствуют указания или рекомендации в части технической эксплуатации по состоянию, но содержатся подробные, конкретные (частные, применительно к отдельным системам) и общие требования к анализу безопасности.  

Для изделий, единичный отказ которых не приводит к ситуации, тяжелее усложнений условий полета, АП-29 не устанавливает требований к их надежности. В Директивном письме АР МАК № 2-95 дается рекомендация, «чтобы любое отказное состояние, приводящее к усложнению условий полета, не возникало чаще, чем частое» (вероятность частого события – более 10-3 за час полета). Из этого следует, что если отказ изделия не влияет на безопасность полета его можно эксплуатировать до отказа вне зависимости от уровня надежности изделия.

Для изделий, отказ которых приводит к ситуации тяжелее усложнений условий полета, п.1309 АП-29 и директивное письмо АР МАК № 2-95, вводят следующие требования:

— отказное состояние, приводящее к возникновению катастрофической ситуации, должно оцениваться как событие практически невероятное (вероятность – менее 10-9 за час полета, возможность отказа не рассматривается);

— отказное состояние, приводящее к возникновению аварийной ситуации, должно оцениваться как событие не более частое, чем крайне маловероятное (вероятность– менее 10-7 за час полета);

отказное состояние, приводящее к возникновению сложной ситуации, должно оцениваться как событие не более частое, чем маловероятное (вероятность– менее 10-5 за час полета).

Вне зависимости от выбранного метода эксплуатации (по ресурсу, сроку службы, до отказа) для изделий, единичный отказ которых приводит к возникновению сложной или аварийной ситуации, Правила требуют обосновать уровень их отказности не ниже, соответственно,  наработки на отказ 100000 ч или 10000000 часов.

Такие высокие показатели не могут быть подтверждены результатами даже нескольких лет эксплуатации нового сертифицированного вертолета, парк которого на начальном этапе эксплуатации обычно не превышает  нескольких десятков единиц. Так, суммарная наработка парка серийных  вертолетов Ка-226 (50 экз.), поступивших в эксплуатацию в 2005 году, к настоящему времени (за 8 лет) не достигла 15000 ч. В связи с этим,  в качестве доказательных материалов при сертификации вертолетов Ка-226 фирма КАМОВ  использовала весь доступный мировой опыт, главным образом, статистические данные по результатам массовой эксплуатации отечественных вертолетов Ми-8 и Ми-24.

Разработка перечня изделий, эксплуатируемых до отказа, базируется не только на анализе отказобезопасности. Принимается во внимание опыт зарубежных компаний, а также мнение экспертов, принимающих участие в  разработке.

Добавить комментарий

WordPress SEO