ПРОФИЛЬ НЕЖ

3 декабря 1920 года Председатель СНК РСФСР  В. Ленин  подписал Постановление в «Ознаменование 50-летия научной деятельности Николая Егоровича Жуковского и огромных заслуг его, «как отца русской авиации». 

На заре авиации бытовала не очень лестная для авиационной науки байка: глядя на сотворенный человеческими руками летательный  аппарат, ученый кричит:

«Я знаю, почему ты летаешь!»
Н.Е. Жуковский  мог бы сказать: «Ты летаешь, потому что применил  мои формулы!».
 
Исследования по различным вопросам       воздухоплавания Н.Е. Жуковский начал проводить при кабинете прикладной механике Московского университета  с 1889 года.   Здесь под его руководством студенты строили модели летательных машин, производили аэродинамические опыты. Сообщения и публикации Жуковского по вопросам аэродинамики летательных аппаратов появились до первых полетов братьев Райт: 16 января 1890 года сообщение  на VIII съезде русских естествопытателей и врачей в Петербурге,  «К теории летании», напечатано в этом же году; 3 ноября 1891 года – сообщение Московскому математическому обществу «О  парении птиц», опубликовано в этом же году; «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов»  —  напечатано в журнале «Воздухоплавание и исследование атмосферы» в 1897 году; сообщение VII отделу Русского технического общества «О крылатых пропеллерах», напечатано в журнале «Воздухоплавание и исследование атмосферы» в 1898 году

В речи, произнесенной 6 сентября 1898 года на общем собрании Х съезда естествопытателей и врачей в Киеве, Николай Жуковский сказал: «…человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов, он в 72 раза слабее птицы; правда, он почти в 800 раз тяжелее воздуха, тогда как птица тяжелее воздуха только в 200 раз. Но, я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

4 февраля 1904 года Жуковский сделал сообщение  физико-математической комиссии  Отделения физических наук Общества  любителей естествознания, которое было напечатано во втором номере журнала Воздухоплавателей за этот же год  под заголовком «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером».  В статье Жуковский  привел полученную директором Медонского воздухоплавательного парка полковником Шарлем Ренаром  эмпирическую формулу, связывающую силу тяги Т двойного винтового пропеллера в килограммах с диаметром винта D в метрах и мощностью машины N в лошадиных силах:

                                    Т = 8,85 D 2|3 N 2|3.

Используя эту формулу,  Жуковский рассчитал  параметры различных геликоптеров, которые могли бы нести человека.

В  настоящее время соотношение Шарля Ренара более  известно  в виде Т = (33,25 ηо  DN)2|3 

и носит название  формулы «Вельнера-Жуковского» или «формулы со степенью 2/3».  Она  связывает тягу Т (в килограммах силы) работающего на месте несущего винта диаметром D (в метрах) с затрачиваемой на вращение мощностью N (в лошадиных силах) при относительном коэффициенте полезного действия несущего винта ηо,  причем дельта (Δ) – относительная плотность воздуха (на высоте уровня моря равна единице); ηо  современных несущих винтов лежит в диапазоне значений 0,7 – 0,75. Формула отражает фундаментальные  законы природы — сохранения энергии и количества движения — и позволяет  получить предельное значение тяги несущего винта для идеального случая при  ηо = 1.

В 1910 году  Н.Е. Жуковский писал о своих работах в Московском университете«Начиная же с 1902 г., после того как мной была построена первая галерея для искусственного потока воздуха для аэродинамических исследований,  среди работ кабинета, производимых студентами под моим руководством, образовалась определенная группа исследований по вопросам аэродинамики и воздухоплавания. Почти одновременно с трубой был построен аппарат моей системы для испытания геликоптерных воздушных винтов.  С этими аппаратами были произведены нижеследующие исследования: 1) о центре парусности, 2) о вращении в потоке воздуха пластинок, ось которых перпендикулярна потоку, и 3) проверка законов Вельнера и Ш. Ренара для геликоптерного винта. Когда в 1904 году кабинет прикладной механики был переведен в новое здание университета, для трубы и для винтового аппарата были поставлены новые двигатели по 2 л.с., и скорость воздуха в трубе могла быть доведена до 11 м/сек…   … в 1909 г. была построена большая труба в 1,6 м в диаметре, скорость потока в которой предполагается довести до 20 м/сек. Для больших же скоростей – до 35 м/сек – будет сделана насадка Рота (такая насадка сделана для малой трубы и дала скорость до 20 м/сек… Для исследования истечения воздуха из-под больших давлений и с большими скоростями почти закончена установка компрессора с электромотором и воздушного котла. Наконец, для исследования больших геликоптерных винтов приступлено к постройке динамометрического аппарата моей системы большого размера… В конце года сообразно со средствами кабинета (надо добавить весьма скромными, — весь бюджет кабинета 1200 р. в год, из них около трети идет на аэродинамические исследования) намечаются работы на следующий учебный год…».

 В этом же  году Жуковский основал аэродинамическую лабораторию в Императорском Московском Техническом училище (МТУ), где проводил занятия со своими учениками  —  будущими знаменитыми авиаконструкторами и учеными А.Н. Туполевым, Б.Н. Юрьевым, Н.Н. Бухгольцем, В.П. Ветчинкиным.   Одним из результатов его расчетно-экспериментальных исследований стали наивыгоднейшие профили крыльев и лопастей несущих винтов, формулы, позволяющие определить их подъемную силу и положение центра давления.   Эти профили  известны в мире, как  «профили НЕЖ». Труды ученого: «Видоизменение метода Кирхгофа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока», «О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся  около своей продольной оси», «О присоединенных вихрях», «Теоретические основы воздухоплавания», «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов», «Аэродинамический расчет аэропланов»,  «К задаче о прочности аэропланов», «Элементарная теория устойчивости аэропланов», «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» и многие другие дали прочный научный фундамент современной авиации.

В последние годы жизни Н.Е. Жуковский вместе с Россией переживал тяготы послевоенной разрухи. Вопреки всем трудностям 15 декабря 1918 года под руководством Николая Егоровича создается Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Сейчас вокруг этого института расположился город Жуковский. В 1922 году на базе Института инженеров Красного воздушного флота образована Академия воздушного флота, первым ректором которого становится Н.Е. Жуковский. Ныне академия носит его имя.  

 

                               ВВИА имени Н.Е. Жуковского

 

Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года в  деревне Орехово Покровского уезда  Владимирской губернии.

 Здесь же, в семье штабс-капитана Егора Ивановича Жуковского прошли детские годы Николая и его братьев Ивана, Валериана и Владимира.  Егор Иванович имел дворянское происхождение, после окончания в 1832 году Петербургского института Корпуса путей сообщения служил инженером-путейцем.  Мать, Анна Николаевна, дожившая до 95 лет, держала сыновей под полным своим контролем.

Хорошему образованию Николай во многом обязан домашнему учителю – студенту Московского университета А.Х. Репману, который первый разглядел в нем способности к точным наукам. В феврале 1858 года Николай поступил в 4-ю Московскую гимназию, где с третьего класса становится лучшим учеником по естественным наукам, алгебре и геометрии. Николай оканчивает гимназию  с серебряной медалью.  Мечта Николая – Петербургский институт путейцев, где учился его «папа-шенька», как называл он любовно своего отца в письмах. Преподаватели гимназии и А.Х. Репман настойчиво советуют ему поступить на физико-математический факультет Московского университета. К тому же, плата за обучение в Университете  существенно ниже, что  далеко немаловажно ввиду скудного родительского содержания.  Осенью 1864 года  Николая без экзаменов зачисляют в Московский университет.  Более или менее сносное существование  дает Николаю  издание лекций своих учителей.  Учебные успехи Николая неплохие, но не выдающиеся. В математическом кружке знаменитого профессора Н.Д. Брашмана он принимает довольно пассивное участие. Его кандидатура на стипендию имени М.В. Ломоносова не проходит.

После окончания университета Николай едет в Петербург, пытаясь все-таки осуществить мечту об инженерном дипломе.  В 1868 году он поступает в желанный институт, но здесь учеба не задалась. То ли повлиял климат, то ли повышенная учебная нагрузка, но  Николай проваливает экзамен по геодезии, в расстроенных чувствах бросает институт и уезжает в родное  Орехово. Два года он проводит в ленивых размышлениях  о выборе жизненного пути, бродит с ружьем по охотничьим местам, немного читает, немного занимается математикой. Его мечта об инженерной профессии сбудется много позже, в 1911 году, когда МВТУ утвердит Н.Е. Жуковского в звании инженера-механика и вручит ему золотой инженерный знак, который всемирно уже известный ученый будет носить с гордостью. Пока же, Николай ничего лучшего, чем профессия научного работника в области теоретической механики для себя не находит.  Начинает эту свою деятельность он со средней школы. С 15 августа 1870 года Николай  преподает физику во 2-й женской гимназии. Через год Николай сдал магистерские экзамены в МГУ и получил право преподавания в высшем учебном заведении. В честь своего 25-летия  он провел первое занятие по математике в Императорском Высшем Техническом училище (ныне МВТУ).  В 1876 году Жуковский защитил магистерскую диссертацию на тему «Кинематика жидкого тела». После защиты  3 месяца провел за границей, где познакомился с рядом ведущих европейских ученых.  В 1882 году стал доктором прикладной математике за труд «О прочности движения». В  1894 году избирается членом — корреспондентом Петербургской Академии наук, в 1900 году выдвигается кандидатом в её действительные члены. Статус академика требовал постоянного нахождения в Петербурге, и, не желая оставлять налаженную исследовательскую и педагогическую деятельность в Москве, от последней чести Жуковский отказался. В 1905 году его избирают президентом Московского математического общества. При всех успехах Н.Е. Жуковского как педагога и ученого, интимную сторону его жизни трудно назвать счастливой.  Юношей он полюбил свою кузину Сашеньку, однако брак расстроила мать – своенравная, с причудами, женщина. От гражданской жены Н.С. Антиповой у него были дочь и сын, но носили они другую фамилию.  Нормальным семейным отношениям вновь помешала мать.  Ему довелось пережить смерть любимой дочери Леночки и жены Нади. Сын Сережа только на три года пережил отца…

Главной потребностью и смыслом его жизни стал труд ученого.  Как сказал его ближайший ученик  С.А. Чаплыгин:

«Не отвлекаясь ничем преходящим, лишь в меру неизбежной необходимости отдавая дань потребностям жизни, он все свои гигантские силы посвятил научной работе…».

Научные изыскания Н.Е. Жуковский совмещал с преподавательской и просветительской деятельностью до конца своей жизни.  Напряженная умственная работа не мешала Николаю Егоровичу быть и оставаться тонко чувствующим и эмоциональным человеком, глубоко переживающим за судьбы своей страны, коллег,  многочисленных учеников. Некоторое представление об этой стороне натуры Жуковского дают несколько кратких выдержек из его выступлений, статей и докладов. Осенью 1895 года Жуковский присутствовал при успешных полетах Отто Лилиенталя на его двухпланном аппарате в местечке  Лихтерфельде недалеко от Берлина.  На смерть изобретателя воздухоплавательной машины Жуковский откликнулся статьей «О гибели воздухоплавателя Отто Лилиенталя»:

«… И вдруг, 9 августа (1896 г.) посреди блестящих экспериментов, начатых при  благоприятном ветре, не превосходящем 6 м/сек, Лилиенталь был сражен налетевшим на него вихрем и пал, как воин на поле чести… Не подлежит сомнению, что Лилиенталем сделаны крупные приобретения для разрешения задачи о полете тел, более тяжелых, чем воздух. Его имя занесется на страницы истории воздухоплавания рядом с именами других мучеников науки, пожертвовавших своей жизнью для разрешения великой воздухоплавательной задачи, и я убежден, что о Лилиентале вспомнят, как об ученом, изведавшем этой ценой важные тайны, ревниво охраняемые безбрежным воздушным океаном».

Один из его учеников, академик Л. С. Лейбензон, сказал о своем учителе:

«Нельзя сказать, что есть школа, созданная Н.Е. Жуковским; правильнее — есть много школ, много научных направлений, созданных гением Жуковского, гигантскому уму которого впервые после Галилея удалось объять грандиозную науку — механику во всей ее совокупности».

Н.Е. Жуковский скончался перед рассветом 17 марта 1921 года в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

 

WordPress SEO