НЕЛЬЗЯ СМОТРЕТЬ СЕРЬЕЗНО

 

 

Александр Николаевич Лодыгин родился 6 октября 1847 года  в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Петровский район Тамбовской области). Он происходил из очень старой и знатной дворянской фамилии (его род, как и род Романовых, вёл свое происхождение от Андрея Кобылы). В 1859 году Лодыгин поступил в Тамбовский кадетский корпус. Учился на военного инженера в Московском юнкерском училище, которое окончил в 1867 году. В 1870 году переехал в Санкт-Петербург. Выйдя в отставку, он стал разрабатывать схему лампы накаливания.

Из энциклопедии

       

 

 А.Н. Лодыгин

Вторая половина IXX века оказалась в России  богатой  воздухоплавательными проектами.  В  1869 году известный реформами в армии военный министр, генерал — фельдмаршал  Дмитрий Алексеевич Милютин счел нужным организовать при Военном министерстве постоянную Комиссию по применению воздухоплавания в военном деле.  Комиссию возглавил генерал – инженер Эдуард Иванович Тотлебен, к работе комиссии  привлекались ученые и изобретатели. 10 сентября 1870 года на имя военного министра поступила  Докладная записка,  подписанная неким Александром Лодыгиным:

«Опыты, произведённые комиссиею над применением воздушных шаров к военному делу, дают мне смелость обратиться к Вашему превосходительству с просьбою обратить Ваше внимание на изобретённый мною электролёт – воздухоплавательную машину, которая может двигаться свободно на различных высотах и в различных направлениях и, служа средством перевозки груза и людей, может удовлетворить в то же время специально военным требованиям…»

Автор записки, отставной двадцатидвухлетний юнкер, ничем замечательным известен не был, кроме того, что отслужил несколько лет  в Тамбовском и Воронежском  кадетских корпусах, а также подручным кузнеца на Тульском оружейном заводе. «Пусть г. Лодыгин объяснит свое предположение комиссии, учрежденной  при Главном штабе» — отписал генерал – фельдмаршал.

Рассмотрел докладную записку  делопроизводитель комиссии  поручик И.В. Церницкий. «Замечания» эксперта в сокращенном виде гласили:

«…в основание своего предложения г. Лодыгин приводит следующее положение: если какой-либо массе приложить работу Архимедова винта и когда сила винта будет более тяжести массы, то масса двинется по направлению силы… В газете «Голос» было помещено известие о придуманном г-ном Лодыгиным  снаряде, с помощью которого можно плавать по воздуху в произвольном направлении. Известие это возбудило в публике большой интерес тем более, что в последнем известии о г. Лодыгине сообщено  было, что в России не умели оценить предложение это и что на него не было обращено должного внимания, несмотря на неоднократные ходатайства г. Лодыгина. На это могу сказать, что предложение г. Лодыгина было своевременно рассмотрено людьми компетентными, но оно, не представляя ничего нового по идее, совершенно неприменительно к делу…

По сообщению журнала «Народная ремесленная газета»  15 июня 1870 г. № 9,  А.Н. Лодыгин в том же 1870 г. обращался со своим предложением к бывшему Бордосскому правительству во Франции.  По словам  журнала французский воздухоплаватель Надар отнесся  к теории г. Лодыгина с большим доверием, а по рассмотрению его   в Кабинете Национальной защиты и в ученом Лионовском обществе воздухоплавания  нашему соотечественнику обещали даже средства, чтобы устроить подобную машину для опытов. Лионское общество избрало его своим членом и сам проект отлитографировало.  Впрочем, по случаю войны и миллиардной контрибуции, выдача средств  г. Лодыгину опять не осуществилась и теперь он снова с надеждой на лучшую участь своего изобретения находится в России… Снаряд г. Лодыгина под громким названием «Электролет», сколько можно судить по краткому описанию, а также по неясным, неполным и небрежно сделанным чертежам, состоит из длинного цилиндра, огражденного спереди конусом, а сзади полушаром. Остов снаряда строится из продольных и поперечных деревянных брусьев определенных размеров..,  скрепленных медными скобами,  окантован кровельным железом.  Для движения по воздуху г.  Лодыгин предложил два винта, расположенных один в вертикальной, другой в горизонтальной плоскости; вращением этих винтов предлагается дать аппарату вертикальное и горизонтальное движение, а, изменяя положение горизонтального винта вправо и влево, управлять аппаратом.  Возможность движения по воздуху с помощью подобных винтов г. Лодыгин доказывает опытами Морэна над крыльями ветряной мельницы, называемой голландской.  В быстровращательное движение винты приводятся электромагнитной машиной, хотя г. Лодыгин сознает, что все электромагнитные машины не достигают предполагаемой силы, но это делается  в том предположении, что сила, развиваемая подобной машиной, более силы тяжести самой машины. Придавая различные углы лопастям винта, изменяя величину их работы при помощи особых механизмов (который запатентовал год спустя известный французский  воздухоплаватель Иосиф  Кроче-Спинелли, прим. автора), комбинируя различным образом силы горизонтального и подъемного винтов предполагается давать снаряду движение по горизонтальной и вертикальной плоскости – совокупно или по одной из них». Вывод:  «Все вычисления г. Лодыгина ошибочны, причем беспрерывно встречаются смешения понятий силы и работы… По моему мнению, на предложение г. Лодыгина нельзя смотреть серьезно и, тем более, дать ему практическое применение, и бесполезно было бы затратить на осуществление этого необдуманного предложения и аппарата несколько тысяч рублей…».

Поручик И.В. Церницкий сберег для военного бюджета деньги, и был, как выясняется, прав, так как время геликоптера – электролета и сейчас пока вроде бы не наступило.  В начале XXI  века идея натурного электрического летательного аппарата лишь  потихоньку начинает воплощаться в жизнь.  Разработанный инженером Марком Муром (Mark Moore,  NASA)  проект одноместного вертикально взлетающего самолета Puffin (буревестник)  использует в качестве силовой установки питаемый от литиево-фосфатных аккумуляторов электродвигатель мощностью  60 л.с.   

  Масса  пустой машины – 135 кг, еще 45 кг – батарея,  около 100 кг – пилот со снаряжением.  Диаметр каждого из двух пропеллеров — 2,3 м, размах крыла – 4,1 м. В наземном состоянии машина опирается на хвостовое оперение, превращающегося в четыре опоры.    По расчету максимальная скорость машины составит 480 км/ч, дальность полета  80 км.  

  Передовые в технологическом отношении страны пересаживаются на электромобили. Очередь за  электролетами.

Оставив идею геликоптера,  Лодыгин переключился на опыты с лампами накаливания. В 1874 году он получает привилегию на способ и аппараты дешевого электрического освещения, свет его ламп заливает улицы ночного Петербурга. Академия наук присваивает Лодыгину Ломоносовскую премию.  В 1884  году за участие в Венской электротехнической выставке Лодыгин награждается орденом Станислава III степени.

В этом же году Лодыгин вновь уезжает за границу. Он  работает во Франции и США, создает новые лампы накаливания, изобретает электропечи, электромобили, строит  метрополитен.

В 1895 году  Лодыгин обзавелся семьей, его жена —  журналистка Алма Шмидт.  Вскоре рождаются  две дочери – Маргарита и  Вера. В 1907 году  Лодыгины переезжают в Россию. В багаже Лодыгина — чертежи и рисунки изобретений: электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и разрезывания… В Петербурге Лодыгин преподает в Электротехническом институте, работает в строительном управлении  железной дороги. После Февральской революции 1917 года  семья Лодыгиных эмигрировала в США. Умер А.Н. Лодыгин в Бруклине 16 марта 1923 года.

WordPress SEO