ЗВОН БРЕГЕТА

 «Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета  им доносит,
Что новый начался балет».
А.С. Пушкин,
Евгений Онегин,
Строфа XVII
Фамилия братьев Бреге восходит к знаменитому французскому часовщику швейцарского происхождения  Абрахаму Луи Бреге  (Bréguet, Abraham-Louis,  1747-1823). Обладанием Брегетами гордились Луи XVI,    Наполеон Бонапарт, Александр I, Черчилль, Лев Толстой….  Абрахам Бреге изобрел более десяти часовых устройств, в том числе «Турбийон» (Regulator a Tourbillion), позволяющий уменьшить влияние силы земного притяжения на точность хода часового механизма.  Очередную победу над земным притяжением одержали внуки часовщика. В сентябре 1907 года впервые в истории авиации геликоптер мощностью установленного на нем мотора поднял человека в воздух.  Аппарат построили братья Жак и Луи Бреге (Louis et Jacques Breguet)  в сотрудничестве с профессором Шарлем Рише (Charles Richet). Аппарат, названный авторами Жиропланом № 1 (Gyroplane № 1), имел 4 ротора с лопастями бипланного типа. Общая площадь 32-х лопастей составляла 26 квадратных метров. Мотор развивал мощность 44-45 л.с., роторы вращались со скоростью 78 об/мин. При испытаниях сиденье пилота занимал инженер Волюмар (Volumard).  29 сентября аппарат массой 578 кг поднялся на  высоту 1,6 м.  Однако полет не был свободным — машину, не имевшую органов управления, удерживали и направляли 4 помощника, в том числе Жак, брат Луи, механик Дефорж.  Впоследствии  Луи Бреге, вспоминая перипетии этого полета, все время подсчитывал: «Аппарат весил столько- то килограмм, мотор развивал столько-то сил… Ты, Жак, удерживал с силой 10 – 20 килограмм, чтобы помешать мне взлететь. Дефорж и два других – еще по 20. Итого 60 — 80 килограмм дополнительно к весу аппарата».  Каждый раз при этих словах Жак и Дефорж хитро переглядывались:

«Мы не удерживали, мы    подталкивали!...».                                      

28 октября 1908 года Луи Бреге получил патент на карданное соединение лопастей с ротором несущего винта, позволяющее лопастям свободно устанавливаться под совместным  действием аэродинамических и центробежных сил. Обратившись к самолетам,  Луи Бреге быстро добился  успехов. В 1911 году самолет его конструкции установил мировые рекорды, в том числе рекорд скорости полета на базе 100 км.  Во время первой мировой войны цельно алюминиевый самолет Бреге-14 изготовили числом 8000 экземпляров.  Бреге-19 стал первым самолетом,  который осуществил перелет Париж – Нью-Йорк. В начале 30-х годов Луи Бреге вновь вернулся к своей мечте — построить геликоптер. Он создал «SYNDICAT Dי ETUDE DU GYROPLANE» и привлек к работам Рене Дорана (Rene Dorand) (сына полковника Дорана, одного из пионеров французской авиации) и молодого инженера, выпускника Высшей Летной  школы (l'Ecole Supérieure d'Aéronautique) Мориса Клессе (Maurice Claisse). Работы начались в 1932 году.  Аппарат, получивший название Жироплан Бреге-Доран, был выполнен по соосной схеме. В 1935 году на него установили мотор Райт 90, мощностью 420 л.с. и начали испытательные полеты в попытках завоевать приз ценой 3,2 миллиона франков. Попытки оказались успешными. Аппарат, пилотируемый Морисом Классе,   пролетел по замкнутому маршруту, со стороной площадки 500 м,  показав скорость полета 108 км/ч, высоту 158 м,  продолжительность полета 1 ч 2 минуты 50 секунд, время висения 10 минут.

В 1943 году аппарат был разрушен во время бомбардировки города Виллакублей (Villacoublay).

Луи Бреге родился 2 января 1880 года в Париже в традиционно инженерной семье. Умер в Париже 5 мая 1955 года.

WordPress SEO