МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ

ОБОЗНАЧЕНИЯ
Вертолеты, разработанные и построенные в России, носят те имена, которые дал им разработчик – вне зависимости от их назначения и области применения. Ми-8, Ка-226, Ансат сохраняют свои обозначения в государственных реестрах гражданской авиации, в организациях министерства обороны.
В США, Канаде и в некоторых других странах принятым на военную службу вертолетам к фирменным обозначениям добавляют буквенно-цифровые обозначения, иногда с добавлением произвольно выбранного слова.

Назначение вертолета определяется буквами: С – военно-транспортный, О – наблюдение и целеуказание, R – разведчик, S – палубный противолодочный, Т – учебно-тренировочный, U – общего назначения, Х – экспериментальный, Y – опытный. Следующая буква обозначает класс летательного аппарата: Н – вертолет (Helicopter), V – самолет вертикального взлета и посадки. Для модифицированных летательных аппаратов перед буквой класса исходного летательного аппарата ставится буква, определяющая новый класс: Н – поисково-спасательный, W – метеоразведчик, L – для эксплуатации в арктических условиях, Q — беспилотный. В Канаде перед обозначением летательных аппаратов, закупаемых в США, обычно ставят букву С (Canada).
Так, вертолет с фирменным обозначением S-62, в армии становится НН-52 Seagard – поисково-спасательный вертолет № 52 «Морской стражник». Bell 206 получает обозначение Bell OH-58 Kiowa – вертолет наблюдения и целеуказания № 58 «Кайова» (индейское племя). RAH-66 Comanche – разведывательный ударный вертолет № 66, Comanche – название индейского племени. Встречаются и более развернутые буквенные обозначения: вертолеты ASW – anti-submarine warfare (боевые противолодочные), CSAR – combat search and rescue (ударные, поиск и спасение), MEDEVAC – medical evacuation (медицинская помощь).
В Великобритании приняты буквенные обозначения назначения летательных аппаратов: AS – противолодочный, C – военно-транспортный, D – беспилотный, MR – морской разведчик, T – учебно-тренировочный, W – метео-разведчик. Принадлежность к классу вертолетов, как и в США, обозначается буквой Н.
Во Франции первые две буквы обозначения указывают на фирму разработчикa: AS-Aerospacial, SA-Sud Aviation, EC – Evrocopter. Первая цифра 5 определяет военную принадлежность. Например, вертолет с фирменным названием Super Puma – в гражданской авиации обозначен AS332, в военной – AS532 Cougar (Пума).
В ФРГ за вертолетами разработки и производства других стран сохраняются исходные обозначения, для вертолетов собственных разработок применяются сокращенные названия фирм: МВВ — фирма Мессершмит Белков-Блом, Во – фирма Белков.
В ряде стран (Япония, некоторые другие) четкая система обозначения вертолетов отсутствует.
В дальнейшем используется классификация вертолетов по их назначению: СH – гражданские (Civil Helicopter), MMH – многоцелевые (Multi Mission Helicopter), AH – военные (Attack Helicopter).
Используются также следующие обозначения:
Crew – экипаж
Seats – число сидений
Drotor – диамтер несущего винта
Powerplant – силовая установка
Engine – двигатель
Manufacturer – изготовитель
ГТД (GTE) – газотурбинный двигатель
Piston–поршневой двигатель
Turboshaft – турбовальный двигатель
Gmax – максимальная взлетная масса
Gempty – масса пустого
Gfuel – масса топлива
Gmaxfuel – масса топлива в перегоночном варианте
Gus – полезная нагрузка (Gus = Gmax – Gempty)
Gk – коммерческая нагрузка (Gk = Gus – Gfuel)
Dry Weight – вес сухого двигателя
Vmax – скорость полета максимальная
Vcr – скорость полета крейсерская
Seiling (Service Ceiling) – практический потолок
HOGE – потолок висения вне влияния земной подушки
R (Range) – максимальная дальность полета с максимальной взлетной массой и полными баками
F. Range (Ferry Range ) – максимальная перегоночная дальность
t – максимальное время полета с полными баками
FF (First Flight) – год первого полета
N–мощность
Ntakeoff – взлетная мощность
m – метр
km – километр
km/h – километр в час
hp – лошадиная сила
p – весовая отдача (p = Gus/ Gmax)
q – энерговооруженность (q = Ntakeoff /Gmax)
ГА – гражданская авиация
ОУЭ – ожидаемые условия эксплуатации
АП – Авиационные Правила
ИКАО – (ICAO – International Civil Aviation Organization) — Международная организация гражданской авиации
НПП – наставление по производству полетов
АОН – авиация общего назначения
NOTAR (NoTail Rotor) – без хвостового винта
ABC (Advancing Blade Concept) – концепция «наступающей» лопасти
HUMS (Health and Usage Monitoring System) – система контроля технического состояния
Glass Cockpit – стеклянная кабина
FADEC (Full Authority Digital Engine Control) – цифровая система управления двигателем с полной ответственностью
Fly-by-Wire–ЭДСУ (электро-дистанционное управление)
FRID (Radio Frequency Identification) – РЧИ (радиочастотная идентификация)
SFC (Specific Fuel Consumption) – удельный расход топлива
$, USD – доллар США
HMC (Hourly Maintenance Cost) – цена летного часа в долларах США (значения HMC, приведенные в справочнике Conklin & de Decker, справедливы, когда цена человека-часа при техническом обслуживании вертолета равна $80).

SFP (Specific Fuel Price) – удельные затраты на топливо, показатель, предложенный автором. Рассчитывается по формуле SFP = Gfuel/A, где А является аналогом полезной работы, совершаемой вертолетом за время полета на максимальную дальность с полными баками, и определяется по формуле A = (Gmax – Gempty – Gfuel) xR. При вычислении вместо массы топлива в килограммах подставляется цена килограмма топлива в долларах США. В результате получается цена в USD перевозки одного тонно-километра полезного груза. В расчетах цена топлива принята равной одному доллару за килограмм, что позволяет легко пересчитывать результат при любой иной цене топлива.

КОНВЕРТЕР

1 метр (м) = 100 сантиметров (см) = 0,001 километра (км) = 0,00062 миль (mi) = 0,0005 морских миль (n.mi) = 3,28 фута (ft) = 1,094 ярда (yd) = 39.4 дюйма (in)
1 фут = 0,305 м = 30,5 см = 12 дюймов = 0,333 ярда
1 дюйм = 0.0254 метра = 2,54 см
1 ярд = 0,914 метра = 914 см
1 миля (mi) = 1609 метров
1 морская миля (n.mi) = 1852 метра
1 лошадиная сила (л.с., hp) = 0,746 киловатт (квт, kw) = 76,04 килограмма-метров в секунду ( kgm/s)
1 киловатт (квт) = 1000 ватт (вт) = 1,36 лошадиной силы (л.с.)
1 километр в час (км/ч) = 0,278 метра в секунду (м/с, m/s) = 0,62 мили в час (mph) = 0,91фута в секунду (ft/s)
1 миля в час (mph) = 1,609 километров в час (км/ч) = 0,447 метра в секунду (м/с) = 0,869 узлов (kn)
1 фут в секунду (fps) = 0,305 м/с = 1,1 км/ч = 0,68 мили в час (mph)
1 узел (kn) = 1,85 км/ч = 1,15 mph = 1,0 n.mi/h = 0,51 м/с
1 галлон американский (gal US) = 3,78 литров (л)
1 галлон британский (gal UК) = 4,54 литров (л)
1 килограмм (кг, kg) = 1000 граммов (г, g) = 0,001 тонн (tonn) = 2,205 фунта (pound&lb) = 35,27 унций = 0,061 пудов
1 фунт международный (pound&lb) = 0,454 kg
1 кг/см2 = 0,102 МПа
1 атмосфера = 1,01 бар = 760 мм ртутного столба = 0,98 кгс/см2
1 год = 365,24 дней = 8765,8 часов = 31556926 секунд
Удельный вес керосина = 0,79 – 0,82 г/см3

РАЗРАБОТЧИКИ ВЕРТОЛЕТОВ
РОССИЯ

Название
Расположение
Компания Год основания
Ключевые фигуры Основные модели

МВЗ имени М.Л. Миля
Томилино, МО
Вертолеты России
1947
Миль М.Л.
Тищенко М.Н.
Короткевич М.З.
Ми-1/2/4/6/8/10/12/14/24/26/28/34/38/54/171

АО Камов
Томилино, МО
Вертолеты России
1948
Камов Н.И.
Михеев С.В.
Макарейкин В.С.

Ка-8/10/15/18/22/25/26/27/28/31/32/50/52/60/226

Казанский вертолетный завод (КВЗ)
Казань
Вертолеты России
1940
Лаврентьев А.П.
Карташев В.Б.
Сатаров А.Г.
Лигай В.А. Ансат, Актай

ОКБ «Роторфлай»
Кумертау
Вертолеты России
1985
Хрибков В.К.
Поднебеснов Б.Я.
Rotorfly-1/2

ООО «БЕРКУТ»
Тольятти
2010
Малинин В.А.
Беркут-ВЛ*
*Проект заморожен
США

Название
Расположение
Компания
Год основания
Основатель
Руководитель
Основные модели

Sikorsky Aircraft
Стратфорд,
Коннектикут
(Stratford, Connecticut)
Lockheed Martin

1923
Сикорский И.И.
Dan Schultz (President, 2015)
S-47/48/49/51/52/53/55/56/58/59/60/61/62/64/67/69/70/72/ 75/76/75/76/80/92/97/300/333
HH-60, SH-60, UH-60, CH-53E, CH-148, RAH-66, X2*
*Фирменные обозначения; военные дают обозначения по цифровой системе, обычно с названием.

Bell Helicopter Textron
Форт Воз, Техас
(Fort Worth, Texas)

1935
Лоренс Дейл Белл
(Lawrence Dale Bell)
Джон Гаррисон
(John Harrison)
Мич Снайдер
(Mitch Snyder)

Bell H-13/UH-1/UH/1N/UH-1Y/TH-57/OH-58/TH-67/ARH-70
Bell47/204/205/206/210/212/214/214ST/222/230/407/412/427/429/430
Bell 525 Relentless, Bell 505 Jet Ranger X
V-22 •BA609 •TR918 •QTR

Boeing Vertol Co.
Philadelphia, Pennsylvania

1940
Фрэнк Пясецкий
(Frank Piasecki)
Донован Берлин
(Donovan R. Berlin)

Piasecki PV-2/3/15/18/22
Vertol VZ-2

Boeing Company
Чикаго, Иллинойс
(Chicago,Illinois)
1916*
Boeing CH-47 Chinook
*Основатель Ульям Боинг (William Edward Boeing), ключевые фигуры Джеймс Макнерни (JamesMcNerney), Денис Мюиленбург (президент), (Dennis Muilenburg)

McDonnell Douglas
Helicopter Systems*
Меза, Аризона
(Mesa, Arizona)
1967 – 1997
Джеймс Смит МакДоннелл
Lynn Tilton, CEO

MD 500/520/ 530/600/900
MD Explorer
Hughes OH-6 Cayuse, AH-64 Apache (Hughes Helicopters)

*1984 – покупкаHughes Helicopters, 1997 — объединениесBoeing Company

Kaman Corporation
Блумфилд,
Коннектикут

1945
Чарльз Каман
(Charles H. Kaman)
Нил Китинг
(Neal Keating)
Президент
K-125/190/225
K-MAX, Kaman SH-2G

Enstrom Helicopter Corporation
Menominee, Michigan
1959
Трейси Биглер
(Tracy Biegler), СЕО
Enstrom F-28/TH180/280/480

Robinson Helicopter Company
Торренс, Калифорния
1973
Фрэнк Робинсон
(Frank Robinson)
R22/44/66

Northrop Grumman Corporation
Лос-Анжелес
1994
Рональд Сугар
(Ronald D. Sugar)
Генеральный
директор
Беспилотник MQ-88, в разработке MQ-8С

ФРАНЦИЯ

Название
Расположение
Компания
Год основания
Основатель
Руководитель
Основные модели

Airbus Helicopters
Marseille Provence
Airbus Group

1992

Guillaume Faury

EC120*/135*/145*/155/175/225*/635*/565*/
645*/665*/725*
AS332*/350*/355/365/532*/550*/555/565/
SA319/321/330/
SE130/150/180
NH90 (Совместно с британской Westland Helicopters)

Hélicoptères Guimbal
Aerodrome d’Aix en Provence
2000
Бруно Гимбаль
(Bruno Guimbal)
Gabri G2
Многообразие обозначений связано с историей компании: SNCASE (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Est-1937) – SE; Sud Aviation (1957) – SA; Aérospatiale (1978) – AS; Eurocopter (объединение с германской компанией Daimler-Benz Aerospace AG — 1992) – EC; BO — Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB); BK — MBB-Kawasaki (Германия/Япония); NH – Nato Helicopter.

ИТАЛИЯ

Название
Расположение
Компания
Год основания
Ключевые фигуры
Основные модели

AgustaWestland*
Rome
Finmeccanica Company
(Leonardo-Finmeccanica)
*Англо-итальянская компания, офисы расположены в Италии, Великобритании, США
2001*
Daniele Romiti (Chief Executive Officer)
*Упраздена 31 декабря 2015 года
A129, EH101/AW101, AW109/119/139/149/159/169/609
AW Grand New, NHI NH90
ГЕРМАНИЯ

Название
Расположение
Компания
Год основания
Ключевые фигуры
Основные модели

Messerschmitt-Bölkow-Blohm
Hamburger Flugzeugbau
Airbus Group

1968
Messerschmitt, BÖlkow

MBB Bo 105
MBB Kawasaki BK 117
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Название
Расположение
Компания
Год основания
Основные модели (в том числе изготавливаемые по лицензии)

Westland Helicopters
Yeovil, Somerset
GKN plc
В 2001 году соединилась с итальянской Agusta, образовав компанию AgustaWestland
1961
WS-51/55/58/61
Westland Dragonfly/Scout/Wasp/Wessex/Merlin/Sea King/ Wessex/Sioux/Puma/Gazelle/WAH-64 Apache/Lynx
WG.13/
EHI EH101, Bristol Belvedere, Fairey Rotodyne

УКРАИНА

Название
Расположение
Год основания
Ключевые фигуры
Основные модели

ОООКБ «Вертикаль»
Киев

1995
Ковган Н.В.

КТ-112 «Ангел»
«Скиф» — в разработке
ООО КБ «Горизонт-12»,
Киев
2007
Ващенко В.В. Skyline SL-222
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КООПЕРАЦИИ, ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Страна
Расположение
Компания
Год основания
Ключевые фигуры
Основные модели

Китай
Harbin, Heilongjiang
Harbin Aircraft Industry (Group) Co., Ltd. (HAIG)

1952
Го Дэнмэн
(Guo Dianman)
Председатель совета
директоров)
Harbin Z-5 (Mi-4)/6/9(EC Dauphin)/15(EC175)/19/20
HC-120 (EC120)

Китай
Jingdezhen in Jiangxi
province
Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC)
1969
Фэн У
(YuFeng) Председатель совета директоров
CAIC WZ-10
Changhe Z-8/CA109(A109)
Zhi Z-11/11J

Индия
Hindustan Aeronautics
Limited
Бангалор, Карнатака
(Bangalore)
1940
Ашок Наяк (председатель)
(Ashok Nayak)
Председатель совета директоров
HALDhruv
HAL LCH/LOH/MLH – в разработке

ЮАР
Centurion (Afrique du Sud)
Denel Aerospace Systems

1992
Shaun Liebenberg,
Chief Executive Officer
Denel AH-2 Rooivalk

РАЗРАБОТЧИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ
Страна

Название организации
Месторасположение
Знаковые фигуры Обозначение
Примечание

R U S S I A АО «Климов»
Санкт-Петербург
В.Я. Климов, С.П. Изотов Klimov Ведет историю с 1912 г. Входит в ОДК (Объединенная двигательная корпорация – United Engine Corporation)

Омское Моторостроительное Конструкторское бюро
Омск
П.И. Баранов, В.А. Глушенков
ОМКБ
Мотор АШ-82Т/В создан на базе АШ-82ФН, разработки Пермского конструкторского бюро (А.Д. Швецов)
Запорожское машиностроительное бюро «Прогресс» им. Ак. Ивченко А.Г. Ivchenko Во время разработки двигателя Д-136 Украина находилась в составе СССР (до 1991 г.). В настоящее время – Украина, ЗМКБ «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко

НПО «САТУРН»
г. Рыбинск (Ярославская обл.) П.А. Соловьев, П.А. Колесов
Сатурн
Входит в ОДК (Объединенная двигательная корпорация – United Engine Corporation)

Воронежский механический завод
И.М. Веденеев
ВМЗ
С 2007 г. – структурное подразделение ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

Опытно-конструкторское бюро моторостроения
г. Воронеж
ОКБМ
Образовано в 1959 г. в составе Воронежского механического завода (ВМЗ). С 1960 г. самостоятельное предприятие.
USA
Allison Engine Company
ШтатIndiana
James Allison
Allison
С 1955 года – часть корпорации Rolls-Royce

Pratt&Whitney,
East Hartford, Connecticut
ДэвидХесс
P&W
Основана в 1925 г., с 1934 г. – дочернее предприятие United Technologies

General Electric Company
Fairfield, Connecticut
Thomas Edison
GE
Основанав 1892 г. MultinationalConglomerate. Насчитывает более 300 000 служащих.

Lycoming Engines
Уильямспорт, Пенсильвания
Ellen Louise Demorest (néeCurtis)
Lycoming
Основана в 1888 г. До 1987 года часть холдинга AVCO, затем куплена компанией Textron, переименована в Textron Lycoming. В 2002 году сменила название на нынешнее Lycoming Engines.

Wright Aeronatical

New Jersey
Frederick B. Rentschler

Wr-Aero

1919 – 1929 г.г.
France Safran Turbomeca
Bordes
И. Шидловский
Turbomeca
Частная компания; основана в 1938 г. (И. Шидловский)
United Kingdom (UK) Rolls-Royce Holding plc
London (Лондон)
Сharles Rolls, Henry Royce Rolls-Royce Основанав 1906 г. Multinational public holding company

Germany-UK-France
MTU Turbomeca Rolls-Royce Munich, Germany

MTR
Совместное предприятие: MTU Aero Engines, Turbomeca and Rolls-Royce

UK

Napier Aero Engine Ltd
London
Napier Gazell
В 1962 г. куплена компанией Rolls-Royce

Ukraina
Motor Sich
Запорожье
А.Г. Ивченко, В.А. Богуслаев
MotorSich

Предприятие основано в 1907 г. В 1999 г. получило право на самостоятельный экспорт.

ВЕРТОЛЕТЫ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
По данным британского журнала Flightglobal в сентябре 2015 года на вооружении армий, военно-воздушных и военно-морских сил 149 государств состояло порядка 20 000 вертолетов. Почти две трети из них находились на службе десяти стран – США, России, Китая, республики Корея, Японии, Индии, Италии, Франции, Турции и Великобритании. США, Россия и Франция имели на вооружении семь с половиной тысяч военных вертолетов, или две трети от общего числа военных машин, находящихся на службе десяти перечисленных государств.

Распределение военных вертолетов по странам:

Страна Число
вертолетов Модель Число
вертолетов

США
5854
S-70/SH/UH-60
3600
Россия 1101 MI-8/17/171/172 2441
КНР 806 UH-1 1452
Корея 668 AH-64 1083
Япония 657 MI-24/25/35 897
Индия 584 CH-47 876
Франция 529 0H-58 712
Турция 421 BELL 212/412 687
Великобритания 363 MD500 675
Италия 348 AH-1 550
Другие 8168 Другие 6516
Всего 19489 Всего 19489

Страны, в которых преобладают военные вертолеты, произведенные в США
(не считая вертолетов собственного производства)

№№ п.п.
Страна, в которой служит
Вертолет Страна
Производитель №№ п.п.
Страна, в которой служит
Вертолет Страна
Производитель
США Фр. РФ. США Фр. РФ.
1 США 6143 312 8 27 Бахрейн 54 — —
2 Корея 612 9 7 28 Финляндия 51 — —
3 Япония 603 13 — 29 Нидерланды 49 9 —
4 Турция 322 27 — 30 Чили 49 33 —
5 Тайвань 283 — — 31 Австрия 42 24 —
6 Италия 278 — — 32 Кения 42 14 2
7 Колумбия 226 2 21 33 Сингапур 39 37 —
8 Германия 219 50 — 34 Доминиканская республика 38 — —
9 Таиланд 213 8 3 35 Малайзия 35 18 —
10 Греция 202 12 — 36 Ливан 34 18 —
11 Великобритания 200 84 — 37 Сальвадор 30 — —
12 Канада 171 — — 38 Норвегия 29 — —
13 Араб. Эмираты 169 35 — 39 Кувейт 28 24 —
14 Израиль 137 6 — 40 ЮАР 27 — —
15 Сауд. Аравия 107 46 — 41 Бруней 24 — —
16 Мексика 95 8 21 42 Гватемала 20 — —
17 Австралия 95 12 — 43 Швеция 15 9 —
18 Иран 93 — 14 44 Боливия 15 6 —
19 Иордания 90 26 — 45 Замбия 14 — —
20 Аргентина 85 10 2 46 Оман 14 4
21 Испания 76 42 — 47 Словения 12 4 —
22 Филиппины 71 1 — 48 Новая Зеландия 10 — —
23 Индонезия 66 30 16 49 Всего 11409 1038 156
24 Ирак 63 31 62
25 Тунис 63 22 — Другие 50 15 0
26 Марокко 56 52 — Итого 11459 1053 156

Страны, в которых преобладают военные вертолеты, произведенные в России
(не считая вертолетов собственного производства)

№№ п.п. Страна, в которой служит
Вертолет Страна
Производитель №№ п.п. Страна, в которой служит
вертолет Страна
Производитель
РФ США Фр. РФ США Фр.
1 Россия 1159 — 5 23 Грузия 29 12
2 КНР 280 20 100 24 Шри Ланка 28 17 —
3 Индия 273 92 167 25 Бангладеш 27 20 4
4 Алжир 159 3 19 26 Туркменистан 25 — —
5 Вьетнам 123 15 2 27 Эфиопия 22 12 3
6 КНДР 118 84 — 28 Хорватия 22 8 —
7 Польша 143 4 — 29 Таджикистан 20 — —
8 Сирия 106 — 62 30 Словакия 17 — —
9 Афганистан 105 16 2 31 Ливия 17 3 —
10 Украина 90 — — 32 Габон 16 — —
11 Азербайджан 79 — — 33 Уганда 16 7 —
12 Казахстан 66 — — 34 Венгрия 15 — —
13 Узбекистан 65 — — 35 Конго ДР 15 — 12
14 Ангола 65 9 27 36 Куба 14 — —
15 Судан 59 5 — 37 Руанда 14 — 4
16 Мьянма 58 14 16 38 Никарагуа 14 4 —
17 Перу 56 22 — 39 Нигерия 14 1 5
18 Белоруссия 56 — — 40 Кипр 11 — 4
19 Чехия 54 — 41 Чад 11 — 2
20 Йемен 54 9 42 Македония 10 6 —
21 Венесуэла 46 16 9 43 Конго 10 —
22 Армения 44 — — Сумма 3431 399 411

Страны, в которых преобладают военные вертолеты, произведенные во Франции
(не считая вертолетов собственного производства)

№№ п.п. Страна, в которой служит
Вертолет Страна производитель №№ п.п. Страна, в которой служит
Вертолет Страна производитель
Фр. США РФ Фр. США РФ
1 Франция 575 21 — 15 Бурунди 9 — 3
2 США 312 6143 8 16 Бурунди 9 — 3
3 Бразилия 123 75 12 17 Непал 8 — 5
4 Пакистан 107 86 51 18 Португалия 7 5 —
5 Египет 90 90 60 19 Малави 6 — —
6 Швейцария 42 — — 20 Монтевидео 5 — —
7 Эквадор 23 7 8 21 БСК 5 — —
8 Болгария 15 6 4 22 Мальта 3 — —
9 Катар 14 11 — 23 Свазиленд 3 — —
10 Зимбабве 13 9 7 24 ЦАР 2 — —
11 Дания 12 — — 25 Сумма 1348 6454 146
12 Джибути 12 — 4 26 Другие 30 2 2

США вооружают вертолетами свыше полсотни стран, среди которых наиболее промышленно развитые – Германия, Великобритания, Япония, Израиль, Италия, Испания, Республика Корея, африканские Тунис и Марокко, страны ближнего востока – Арабские Эмираты, Ирак, Ливан, Иран, латиноамериканские Аргентина и Колумбия. Военные клиенты России: дружественные (КНР, Индия, Вьетнам, Алжир, КНДР), бывшие республики СССР (Азербайджан, Казахстан, Грузия), слаборазвитые (Судан, Куба, Венесуэла). Выбор государствами зарубежной военной техники в значительной, а то и в решающей, мере определяется политическими соображениями. Пересилить политический дрейф способна лишь техника на голову выше, чем у конкурента.

ВЕРТОЛЕТ В БОЮ
…вертолет, к которому относились с презрением и недоверием в первые сорок лет истории авиации, сейчас становится обычным средством воздушных перевозок на короткие и средние расстояния, как в военных, так и в гражданских условиях. Он полностью оправдал надежды США и СССР в послевоенный период.
Ли Эшер
Воздушная мощь

Вторая мировая война пощупала вертолеты на вкус. После ее окончания не было, пожалуй, ни одного вооруженного конфликта, в котором бы не принял участие вертолет, будь то сражение между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова, или противостояние силовиков Украины и ополченцев ДНР в Донбассе.
Некоторые локальные войны сыграли особо значимую роль в формировании стратегии и тактики военного применения вертолетов.

Стра-на Годы Противник Модели вертолетов, другие сведения
С Ш А 1943 — 1945 Япония R-4B, S-47, S-48, S-49. Было задействовано до 400 вертолетов. Работа в джунглях на севере Бирмы и востоке Индии, снабжение диверсионных групп боеприпасами, продовольствием, эвакуация раненых
1950

1953 КНДР Сикорский H-5, H-19 Chickasaw, Белл Н-13 Sioux, Хиллер ОН-23 Raven. В сентябре 1950 года бригадный генерал К.К. Джером докладывал: «Мы не должны жалеть усилий, чтобы получить на фронт как можно больше вертолетов… Вертолеты, больше вертолетов, как можно больше вертолетов в Корею». Важная роль, сыгранная американскими вертолетами в Корейской войне, побудила Сталина дать мощный импульс ускоренному развитию военных вертолетов СССР.
1965 — 1974 Северный
Вьетнам Bell AH-1 Cobra, OH-58 Kiowa, UH-1 Iroquois, Sikorsky CH-53 Sea Stallion, H-34, H-37 Mojave, S-61 Sea Ring, Hiller OH-23 Raven, Hughes OH-6 Cayuse, Boeing CH-47 Chinook, Boeing Vertol CH-46 Sea Knight, Piasecki H-21, Kaman HH-43 Huskie. Задействовано до 5 000 вертолетов. В период 1962 – 1979 годов вертолеты армейской авиации совершили 24 млн вылетов, в том числе 18 млн боевых с налетом 9 млн часов. За 10 лет боевых действий потеряно более 3 000 вертолетов, из них 800 – уничтожены в полете.

1990-
1991 Ирак Операция «Щит в пустыне». Первое боевое задание операции выполнили 4 вертолета Ан-64 «Апач», выпустившие по РЛС ПВО управляемые ракеты Рокуэлл AGM-114 «Хэллфайр» с лазерным наведением. Палубные вертолеты Линкс. Потеряно 28 вертолетов.
Индия 1971 Пакистан Ми-4. Три индийские эскадрильи Ми-4 за 5 суток перевезли 2 700 десантников, 90 тонн грузов, выполняя ежесуточно по 90-100 вылетов.
Сирия 1973

1974 Израиль Ми-8Т. Сирийские вертолеты высаживали десанты, доставляли боеприпасы и продовольствие на передовые позиции, эвакуировали раненых и больных, вели визуальную воздушную разведку, корректировали артиллерийский огонь.
СССР 1979

1989 Афганские моджахеды Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-24Д, Ми-24В, Ми-6. В начале 1980 года в составе ВВС было около 100 вертолетов, в конце войны – более 300. В июле 1985 года при проведении операции «Пустыня» вертолетами Ми-8 было высажено около 7 000 десантников, при проведении операции «Плотина» — более 12 000. Вертолеты сыграли решающую роль в большом числе боевых операций.

РФ

1999 –
2000 Чеченские
Сепаратисты Ми-24, Ми-8, Ми-26, Ка-50. Во второй чеченской компании вертолеты осуществляли воздушную разведку в горной местности, поддерживали действия наземных войск, высаживали десанты, уничтожали опорные пункты, технику, склады боеприпасов, эвакуировали раненых и убитых. За 1999 год вертолеты совершили порядка 10 000 вылетов, проведя в воздухе более 5 000 часов, перевезли около 30 000 тонн различных грузов. За это время зенитными средствами боевиков было сбито 3 вертолета. Российские специалисты инженерно-авиационных служб овладели искусством быстрого востановления исправности вертолетов, получивших многочисленные пробоины в лопастях, фюзеляже, силовых установках.
2016

2017 Боевики ИГ *
в Сирии Ми-24, Ми-35, Ка-52, Ми-28Н. Защита базы Хмеймим. Поддержка с воздуха армиии Дамаска. Нанесение точечных ударов по боевикам-экстремистам «Халифата».

*Террорестическая организация, запрещенная в России

ОПЫТ ВОЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ

1. Созданный в качестве средства поражения и разрушения вертолет парадоксальным образом стал главным спасателем и выручателем раненых, заболевших, попавших в окружение или другую беду военных участников боев. Десятки тысяч военнослужащих обязаны вертолетам своей жизнью.
2. Установленное на российских вертолетах стрелковое, пушечное, бомбовое и ракетное оружие по мощности, дальности и точности действия сопоставимо с лучшими образцами зарубежных вертолетов. Вертолетное оружие способно поразить и уничтожить любые наземные самодвижущиеся цели, разрушить мощные фортификационные сооружения.
3. Современные боевые вертолеты обладают высокой боевой живучестью. Стальная или кевларовая броня, бронестекла в виде силикатных блоков толщиной до 42 мм, надежно защищают пилотов от пуль калибра 5,45, 7,8 мм и 12,7 мм. Экранно-выхлопные устройства, снижающие тепловое излучение двигателей, аппаратура постановки помех радиолокационным станциям, устройства отстрела патронов для защиты от ракет с тепловым наведением, другие радиоэлектронные ловушки уводят от вертолета управляемые ракеты. Протектированные топливные баки локализуют нанесенные стрелковым оружием повреждения, резервирование жизненно важного оборудования предотвращает опасные последствия единичных поражений. Особо стойкая броня (10-мм листы алюминия с наклеенными 16 мм керамическими элементами) на вертолете Ми-28Н выдерживает попадание снаряда калибра 23 мм. Отмечены случаи, когда вертолет с многочисленными пробоинами в фюзеляже и в лопастях продолжал полет и выполнял боевое задание. Наиболее уязвимыми элементами конструкции вертолета являются силовые элементы планера и рулевого винта.
По боевой живучести российские вертолеты имеют преимущество перед зарубежными.
4. Летные свойства позволяют вертолету наносить удары по противнику бомбами, ракетами или пулеметным огнем, не заходя в зону, доступную для огневого противодействия средствами противовоздушной обороны. Эффективное нанесение ударов по живой силе и технике противника достигается обычно координацией действий нескольких групп вертолетов. Первая группа подавляет средства ПВО парами вертолетов, причем ведущий наносит удары по цели с большим углом пикирования, а ведомый прикрывает ведущего, не позволяя противнику вести ответный огонь. Обнаружив и опознав цель, ударная группа вертолетов снижается до высоты 20 – 70 м, пускает ракеты или сбрасывает бомбы с направления пониженной видимости для противника (например, со стороны солнца, из-за холмов, гор и т.д.).
5. Боевые действия вертолетов, как правило, происходят во внешних условиях, гораздо более тяжелых, чем условия во время проведения испытательных заводских, государственных и войсковых испытаниях. Джунгли, тропики, пустыни, жара, высокая солнечная радиация, повышенная влажность, пыль, песчаные бури…
Повышенное содержание в воздухе пыли приводит: к эрозионному износу лопаток компрессора и направляющих аппаратов ГТД, уменьшению мощности двигателя, повышенному расходу топлива, возникновению явлений помпажа; к загрязнению масел в системе трансмиссии, ускоренному износу шестерен и подшипников редуктора; к быстрому эрозионному износу передних кромок лопастей; к появлению на рабочих поверхностях подвижных деталей некоторых агрегатов рисок, царапин и коррозии из-за попадания абразивных частиц в гидравлическую и топливную системы при открытой заправке. Совокупное воздействие климатических факторов вызывает снижение прозрачности и прочности остекления, быстрое разрушение лакокрасочного покрытия планера, защитных анодных пленок, возникновению негерметичности в системах с рабочим телом.
Неблагоприятные погодные условия стали причиной провала попытки спасения сотрудников посольства США в Тегеране, ставших в 1979 году заложниками сторонников имама Хомейни. Получившая название «Орлиный коготь» (Eagle Claw) операция возлагала главную роль на 8 мощных корабельных вертолетов RH-53D Sea Stallion. 24 апреля 1980 года вертолеты одновременно стартовали с борта атомного авианосца NIMITZ. По плану, в целях масировки они должны были лететь на малой высоте. Однако вскоре пыльная буря заставила вертолеты подняться на большую высоту. У одного вертолета возникла техническая неисправность, он был вынужден прекратить выполнение задания. Два других вертолета потеряли ориентировку и тоже совершили посадку, что привело к часовому опозданию от запланированного графика. Хуже было то, что технические неисправности возникли еще на двух машинах. Число исправных вертолетов сократилось до пяти, при шести минимально необходимых. В довершение несчастий, уже после решения о свертывании операции, один из вертолетов с лета врезался в стоявший самолет EC-130. В возникшем пожаре погибли восемь членов экипажей.
6. Эксплуатационная технологичность российских вертолетов, взаимозаменяемость деталей, узлов и агрегатов, налаженная логистика позволяют выполнять большую часть ремонтно-восстановительных работ в военно-полевых условиях силами технического состава эскадрилий и ТЭЧ. Российские специалисты наземных служб демонстрируют не только знание нормативных технологий, но и техническую смекалку, изобретательность и разумный риск в применении средств и способов восстановления техники, не предусмотренных действующим регламентом.
7. Успешное применение вертолетов в бою во многом определяется личным мужеством летчиков, их летным мастерством и находчивостью, использованием не стандартных, разумных творческих решений, диктуемых конкретными обстоятельствами военной ситуации. Быстрое восстановление поврежденной техники, поддержание требуемого уровня боеготовности достигается хорошей профессиональной подготовкой специалистов, их самоотверженным, творческим подходом к порученному делу.
Человеческий фактор – чудесный фактор!
ГРАЖДАНСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ
По данным службы конкурентного анализа и стратегического планирования холдинга «Вертолеты России» (А.В. Карпаев, 06.06.2014 г.) в 2013 году в мировых реестрах состояло 37 530 гражданских вертолетов. 18 615 машин, или почти половина от общего числа, находились на американском континенте, 7280 (19,4%) – в Европе, 4803 (12,8%)– в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 2665 (7,1%) – в России, 2027 (5,4%) – в Африке, остальные – в других местах.
Гражданских вертолетов российского производства, состоящих в реестрах различных стран, насчитывалось 3 300 единиц или 9% от мирового парка гражданских вертолетов. Доля вертолетов российского производства в реестрах России и стран СНГ составляла, соответственно, 76% и 73%, странах Ближнего Востока – 15%, в Китае – 7%, в Африке – 5%.
Как военные, так и гражданские вертолеты российского производства популярны, главным образом, в т.н. странах «третьего мира», причем военные вертолеты в гораздо большей степени, чем гражданские. По данным британского журнала Flightglobal в 2015 году гражданские вертолеты распределялись в тринадцати странах, как показано в таблице.

№№ п.п. Страна Кол-во
1 США 9751
2 Канада 2303
3 Россия 2220
4 Австралия 1862
5 Великобритания 1854
6 Бразилия 1812
7 Италия 674
8 Япония 617
9 Мексика 588
10 Франция 853
11 ЮАР 566
12 Новая
Зеландия 381
13 КНР 272
№№ п.п. Модель Двигатель Кол-во
1 Robinson R44 Поршневой 5293
2 AS350 ТВД 3399
3 Robinson R22 Поршневой 2865
4 Mi-8 Т
Д 1898
5 Hughes269 Поршневой 1353
6 Bell407 ТВД 1217
7 MD500 ТВД 1148
8 Bell212/412 ТВД 1067
9 EC135 ТВД 1021
10 AW109 Т
Д 963
11 Enstrom280 Поршневой 233
12 Ka-26 Поршневой 141
13 G2 Поршневой 93

Гражданские вертолеты российского производства удовлетворяют потребности Росавиации менее, чем на 80%, и этот показатель имеет тенденцию к снижению. В период 2009 – 2014 годах российские эксплуатанты приобретали зарубежные вертолеты соответственно данным следующей таблицы.

Вертолет 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Robinson 31 36 61 62 86 86
Airbus 9 15 21 22 31 22
Bell 5 3 8 7 9 8
AW 3 3 7 7 19 8
Всего 48 57 97 98 145 124

Итого – 560 вертолетов.

По данным ГосНИИ ГА, в конце 2015 года в государственном реестре гражданских вертолетов России всего числилось 2 529 машин, из них почти третья часть, 701 машина, зарубежного производства.
Из зарубежных вертолетов наибольшим спросом российских эксплуатантов пользуются R44 (338), R66 (90), AS-350 (70), B407 (26), AW139 (24), AS-355 (19), EC-130 (17), EC-130 (16), EC-135 (16), B429 (15), Bo-105 (14), BK-117 (10), B206 (10), AW109 (10), B427 (2). 550 из общего числа закупленных машин – однодвигательные (R44, R66, AS-350, B407, EC-130, B206).
В 2013 году в мире произведено 2295 гражданских и военных вертолетов, в том числе Россией 275 (12%), фирмами Robinson, Sikorsky, Airbus – 528, 252, 459, соответственно.
В 2016 году в России произведено порядка 200 машин. Почти все они пошли на вооружение российской армии.

Каждая модель вертолета имеет особенности, которые делают ее наиболее эффективной и выгодной в определенных условиях применения. Когда авиационные компании развитых западных стран предпочитают российские вертолеты американским или европейским, то этот выбор заведомо свободен от политических мотивов и обусловлен исключительно коммерческими соображениями. Такой выбор – объективный индикатор технико-экономического совершенства вертолета.
Показателен, в этой связи, пример российского вертолета Ка-32. В 2015 году эксплуатировалось 162 вертолета моделей Ка-32С/Т, Ка-32А и Ка-32А11ВС. Из них за рубежом работали 112 машин, в том числе в наиболее развитых странах 83 вертолета. Наилучшими по своим характеристикам сочли для себя:
— компании Испании (INAER, FAASA) и Португалии (Heliportugal), использующие 20 вертолетов Ка-32А11ВС для тушения пожаров;
— компании Республики Корея (Helikorea, Forest Avia, Maritime Police, Fire Station), применяющие 44 вертолета Ка-32С/Т, 7 вертолетов Ка-32А и 4 вертолета Ка-32А11ВС для тушения пожаров, береговой полиции и мониторинга лесных парков;
— канадская компания Vancouver Island Helicopters (VIHH), владеющая четырьмя вертолетами Ка-32А11ВС для тушения пожаров и горного логгинга;
— швейцарская компания Swiss Helicopter Association (SHA), применяющая вертолет Ка-32А12 для разнообразных монтажных и транспортных работ с внешней подвеской по всей Европе.
Свидетельством доверия к российской технике является выбор Правительства Индии еще не прошедшего массовую обкатку в эксплуатации вертолета Ка-226Т для ВВС Индии.

ВЕРТОЛЕТЫ ПЕРВЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВА
РОССИЯ США

Ми-8MTV – вертолет Президента VH-3D SEA KING
Прототип Ми-8. Первый полет 1961.
Gmax 13 000 кг.
Председатель Правительства предпочитает итальянский AW139. Этот выбор, видимо, нужно понимать как пламенный привет российскому вертолетостроению. Прототип S-61.
Первый полет 1959. Gmax 10 000 кг.
В 2001 году для президентского авиаотряда начал разрабатываться вертолет Lockheed MartinVH-71 Kestrel с максимальной взлетной массой 15 600 кг на базе модели AW101. Было построено 7 машин. Проект закрыт по причине дороговизны.

ФРАНЦИЯ – ГЕРМАНИЯ – БРАЗИЛИЯ — МЕКСИКА

Super Puma SA.332. Первый полет 1978. Gmax 10 000 кг.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ АРГЕНТИНА

S-76C++ S-70-A-30
Первый полет 1974. Gmax 5300 кг. Первый полет 1979. Gmax 10 000 кг.

ИНДИЯ ПАКИСТАН

AW101 Bell 412
Первый полет 1987. Gmax 15 600 кг. Первый полет 1979. Gmax 5 400 кг.

УКРАИНА ВАТИКАН

AW139
(во времена В. Януковича).
В настоящее время – Ми-8 SH-3 Sea King
Первый полет 2001. Gmax 6 800 кг. Первый полет 1959. Gmax 10 000 кг.

БАНГЛАДЕШ

Bell 212 (2) БРУНЕЙ

S-70
Первый полет 1965. Gmax3 900 кг.
В правительственном авиаотряде служат также два вертолета Ми-8. Первый полет 1959. Gmax 10 000 кг.

НЕ КАЧЕГАРЫ МЫ, НЕ ПЛОТНИКИ
Трепал нам кудри ветер высоты
И целовали облака.

WordPress SEO